О книге с любовью


Почему наше будущее зависит от чтения


Если у вас есть друзья, которые спрашивают, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст лекции Нила Геймана.
Выдающийся английский писатель прочитал замечательную лекцию о пользе чтения. Основные выдержки из нее — в этом материале.

 Людям важно объяснять, на чьей они стороне и почему, а также пристрастны ли они. Своего рода декларация интересов. Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении. О том, что чтение художественной литературы, чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.
И я, очевидно, очень пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать.
Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Грамотные люди читают художественную литературу.
У художественной литературы есть два назначения.
·     Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится... в этом есть настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.
Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.
Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и не затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи.
·     И вторая вещь, которую делает художественная литература, — она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза — это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир — это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.
Эмпатия — это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.
Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру не обязательно быть именно таким. Все может измениться.
В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?
Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками.

Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство — это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.
Другой способ разрушить детскую любовь к чтению, это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека.
Библиотеки — это свобода. Свобода читать, свобода общаться.
Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.
Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации.
В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксабайт информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.
·        Библиотеки — это места, куда люди приходят за информацией. Книги — это только верхушка информационного айсберга, они лежат там, и библиотекари могут свободно и легально обеспечить вас книгами. Больше детей берут книги из библиотек, чем когда-либо раньше, и это разные книги — бумажные, электронные, аудиокниги. Но библиотеки — это еще, например, места, где люди, у которых нет компьютера или доступа к интернету, могут выйти в сеть. Это ужасно важно во времена, когда мы ищем работу, рассылаем резюме, оформляем пенсию в интернете. Библиотекари могут помочь этим людям ориентироваться в мире.
·        Библиотеки — это ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты.
Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость.
Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.
Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.
Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой — это история, от которой они не могут оторваться.
·        Все мы — взрослые и дети, писатели и читатели — должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения. Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

25 цитат великого мечтателя Рэя Брэдбери

22 августа 1920 года родился один из величайших писателей современности — автор знаменитой антиутопии «451° по Фаренгейту», мудрый сказочник и мечтатель о межзвездных путешествиях Рэй Брэдбери. Считается, что именно он был первым 
автором, который смог пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези.
Но для нас Брэдбери навсегда останется самым летним писателем, подарившим каждому из нас по бокалу солнечного «Вина из одуванчиков», вечным ребенком в ожидании чуда и вечным волшебником, который это чудо совершает. Сегодня мы вспоминаем самые значимые произведения фантаста и публикуем цитаты из них.
·        Когда человеку семнадцать, он знает все. Если ему двадцать семь и он по-прежнему знает все — значит, ему все еще семнадцать.
·        Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их.
·        Первое, что узнаешь в жизни, — это то, что ты дурак. Последнее, что узнаешь, — это что ты все тот же дурак.
·        Доброта и ум — свойства старости. В двадцать лет женщине куда интересней быть бессердечной и легкомысленной.
·        Чтобы выжить, надо перестать допытываться, в чем смысл жизни. Жизнь сама по себе и есть ответ.
·        В войне вообще не выигрывают. Все только и делают, что проигрывают, и кто проигрывает последним, просит мира.
·        У Зла есть только одна сила — та, которой наделяем его мы сами.
·        Когда жизнь хороша, спорить о ней незачем.
·        Любовь — это когда кто-то может вернуть человеку самого себя.
·        Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрёшь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя — такого зверя нет на свете.
·        Когда живешь все время рядом с людьми, они не меняются ни на йоту. Вы изумляетесь происшедшим в них переменам, только если расстаетесь надолго, на годы.
·        Искать кроликов в шляпах — гиблое дело, все равно как искать хоть каплю здравого смысла в голове у некоторых людей.
·        Улыбайся, не доставляй беде удовольствия.
·        Человеческая память похожа на чувствительную фотопленку, и мы всю жизнь только и делаем, что стараемся стереть запечатлевшееся на ней.
·        Да. Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать?
·        У нас одна обязанность — быть счастливыми.
·        Кто перестал удивляться, тот перестал любить, а перестал любить — считай, у тебя и жизни нет, а у кого жизни нет — тот, считай, сошел в могилу.
·        И если жить полной жизнью — значит умереть скорее, пусть так: предпочитаю умереть быстро, но сперва вкусить ещё от жизни.
·        Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником.
·        Сами создавайте то, что может спасти мир, — и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу.
·        Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть.
·        Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам — просто заставьте их следовать за вами.
·        Любовь — это когда хочешь переживать с кем-то все четыре времени года. Когда хочешь бежать с кем-то от весенней грозы под усыпанную цветами сирень, а летом собирать ягоды и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна от холода. Зимой — помогать пережить насморк и долгие вечера...
·        Я испытывал простое и самое большое на свете счастье — я был жив.
            Цитаты из произведений: «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники», «451° по Фаренгейту», «Механизмы радости», «Летнее утро, летняя ночь», «Дзен в искусстве писательства», «Смерть — дело одинокое», «Надвигается беда», «Электрическое тело пою!»


МАРИЯ МЕТЛИЦКАЯ

Предлагаем вам открыть для себя писателя еще недостаточно известного широкому кругу читателей. Автор удивительно обаятельных и мудрых книг, с первых шагов в литературе снискавший искреннюю любовь многочисленных читателей, Мария Метлицкая родилась и живет в Москве.
Человек творческий, она всегда искала формы самовыражения — занималась росписью мебели в стиле декупаж, писала стихи, а несколько лет назад написала первые рассказы. Произошло это не совсем обычно. Чтобы избавиться от внутренней пустоты, которая образовалась, когда сын покинул родительский дом, в один прекрасный день она просто села на дачной террасе и взялась за ручку. Энергичный человек, привыкший все делать быстро и сразу схватывать суть вещей, Мария выбрала для себя жанр малой прозы и спустя несколько дней уже отдала свои первые новеллы на суд друзьям. Они оказались настолько яркими, интересными, что первые читатели стали передавать их своим знакомым и близким, и, проделав долгий путь, папка с рассказами Марии Метлицкой попала к Виктории Токаревой, которая и вынесла судьбоносный вердикт, предопределив будущее молодого автора. «Для меня не существует писателей начинающих и продолжающих. Писатель — или он есть, или его нет. Мария Метлицкая — есть», — написала Виктория Самойловна. И не ошиблась: книги Метлицкой стали открытием 2011 года для тысяч читателей.
Авторская серия Метлицкой не зря названа «За чужими окнами» — автор словно приглашает понаблюдать за чужой жизнью, выслушать историю другого человека, и у нас возникает стойкое ощущение, что мы давно знакомы с персонажами и их «маленькая жизнь» нам чрезвычайно интересна. Именно своей «настоящестью» книги Метлицкой и привлекают многочисленных читателей. Более того — каждый читатель примеривает описанные ситуации на себя, убеждаясь, что со многими драматическими, даже трагическими событиями в жизни можно справиться. И хотя сама Метлицкая скромно называет себя «реалистом с пессимистическим уклоном», ее новеллы способны вернуть к жизни, встряхнуть, помочь принять и полюбить людей со всеми их несовершенствами. Автор уверен — в каждой мелочи, каждой радости и ошибке, в каждой минуте жизни любого человека есть свой смысл, и если подчас мы его не замечаем, то стоит просто приглядеться повнимательнее.


Хлопотливые домохозяйки и жестокие акулы шоу-бизнеса, красавицы и дурнушки, роковые женщины и тихие простушки – героини этой книги совсем не похожи друг на друга. Но есть то, что их объединяет: извечная, самой природой заложенная потребность отдавать свою любовь близким – мужчинам, детям, родителям. Но как быть, если твоя любовь никому не нужна? Если еда, приготовленная твоими руками, без дела стоит в холодильнике и некому оценить чистоту до блеска убранного дома? Если некого утешить? Если в тебе никто не нуждается? Женщина не может, не должна быть одинокой – героини этой книги пытаются переломить свою судьбу. Некоторым это удается…
Наши современницы Вышедшие из низов жесткие бизнес-леди - и избалованные дочери состоятельных родителей. Всепрощающие любовницы женатых мужчин - и верные подруги капризных мальчиков «нетрадиционной ориентации». Долготерпеливые жены неисправимых «охотников за юбками» и циничные «золотоискательницы», нацеленные на поиски богатых супругов. Молоденькие, наивные студентки - и их многое повидавшие матери. Что объединяет их? Неизбывная надежда на счастье. Вера в то, что однажды все должно измениться к лучшему. И конечно, извечная женская жажда любить и быть любимыми!
Ошибка молодости
Когда Николаев бросил жену с новорожденным больным ребенком, ему казалось, что он просто перевернул страницу жизни и начал новую. Как в школьной тетради: на этом листе много помарок, начнем с чистого, там-то все будет аккуратно, правильно – как надо. Ему понадобилось много времени, чтобы понять: из жизни не выдернешь страницы, как из школьной тетради. Подлость стоит очень дорого, и работа над ошибками просто исключена. Новая книга Марии Метлицкой – истории о тех, кто совершает ошибки. И, как всегда, о жизни, которая, подобно строгому учителю, не разрешает вырывать испорченные страницы.


ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ ОЛЬГИ  ПАШКЕВИЧ
В 2011 году ЦБС г. Якутска реализовала сетевой проект «Портрет на фоне книжной полки». Цель проекта - на примере чтения известных людей города Якутска активизировать мотивацию обращению к книге молодежи.
В рамках сетевого проекта Бизнес-библиотека (сейчас библиотека Три Д) провела встречу Ольгой Иосифовной Пашкевич  доцентом Якутского института водного транспорта, кандидатом филологических наук,  членом лиги «Женщины–ученые Якутии», членом Союза писателей России. Мероприятие  получило название «Превратности судьбы» по одноименному сборнику О. Пашкевич. Для встречи сотрудниками библиотеки была оформлена выставка, на которой  представлены  книги, оказавшие влияние на жизнь и творчество О.Пашкевич, а также ее научные труды и художественные произведения. Во встрече приняли участие студенты Якутского института водного транспорта, читатели библиотеки, друзья и коллеги О.Пашкевич.
В ходе встречи присутствующие  получили ответы на многие вопросы. Ольга Пашкевич охотно поделилась своими воспоминаниями о  книгах, прочитанных в детстве, первом посещении библиотеки. Большое влияние на ее судьбу и дальнейшее творчество оказали книги  Ю.Бондарева, А.Алексина, С.Данилова, С.Курилова и многих других авторов, а особую роль сыграли произведения К.Паустовского, который говорил, что настоящий художник умеет увидеть необыкновенное в обыкновенном. Много вопросов вызвала проза  Ольги Пашкевич. Интересен был рассказ о встречах с ее первыми читателями, состоявшихся 25 лет назад, о влиянии православной культуры на творчество, о людях, ставших прототипами героев ее книг.
Интересно, что многие события, описанные Ольгой Пашкевич в ее произведениях, сбываются. Например, в рассказе «Любовник» из сборника «Превратности судьбы», действие происходит в бывшем кафе Якутска -«Маяке». И именно в помещении этого кафе разместилась «Бизнес-библиотека», где состоялась презентация второго сборника О.Пашкевич и нашего мероприятия.
По просьбе присутствующих наша гостья прочитала свои любимые стихи, поделилась  творческими планами и особо отметила, что чтение бывает для удовольствия и для пользы. К сожалению, в последнее время нам насаждают чтиво для удовольствия, а для пользы есть не только художественные произведения, но и литература, помогающая поднять свой профессиональный уровень, духовная литература, заставляющая задуматься о смысле жизни, о судьбе своей Родины, о том, что значит быть россиянином.
Считаем, что цель мероприятия была достигнута, об этом свидетельствуют отзывы наших участников: «Встреча была интересной, время пролетело быстро. Сборник «Превратности судьбы» читается очень легко, хотя я не люблю читать, но эту книгу с удовольствием дочитала до конца»; «Очень приятная, нужная встреча. Хорошо, что поднимаются проблемы снижения читательского интереса»; «Такие встречи надо проводить как можно чаще».
В. Феськова

Комментариев нет:

Отправить комментарий